Оглавление
Тема 1. Сущность и классификация педагогических технологий
Тема 2. Технология эвристического обучения
Тема 3. Технология организации самостоятельной работы
Тема 4. Технология проблемного обучения
Тема 5. Технология проектного обучения
Тема 6. Игровые технологии обучения
Тема 8. Технология «Портфолио»
Тема 9. Интернет-ориентированные технологии обучения
Технологический подход в современном образовании отражает сложившийся опыт педагогических инноваций; актуализирует результаты психолого-педагогических исследований, развития образовательного процесса, составляющие содержательные обобщения и систематизацию материалов, касающихся разработок, применения педагогических технологий, современных образовательных технологий и т.п.
Педагогическую технологию рассматривают как совокупность средств и методов воспроизведения теоретически обоснованных процессов обучения и воспитания, позволяющих успешно реализовывать поставленные образовательные цели.
В общем смысле технологизация педагогического процесса – это тенденция его развития, которая направлена на повышение эффективности образовательного процесса, гарантию достижения учащимися запланированных результатов обучения.
На основе представленных определений педагогической технологии можно выделить ее основные структурные составляющие:
а) концептуальная основа;
б) содержательная часть обучения:
в) процессуальная часть — технологический процесс;
По сущностным и инструментально значимым свойствам (например, целевой ориентации, характеру взаимодействия учителя и ученика, организации обучения) выделяются следующие классы педагогических технологий.
По уровню применения выделяются общепедагогические, частнометодические (предметные) и локальные (модульные) технологии.
Общепедагогический (общедидактический) уровень: общепедагогическая (общедидактическая, общевоспитательная) технология характеризует целостный образовательный процесс в данном регионе, учебном заведении, на определенной ступени обучения. Здесь педагогическая технология синонимична педагогической системе: в нее включается совокупность целей, содержания, средств и методов обучения, алгоритм деятельности субъектов и объектов процесса.
Частнометодический (предметный) уровень: термин «частнопредметная педагогическая технология» употребляется в значении «частная методика», т.е. как совокупность методов и средств для реализации определенного содержания обучения и воспитания и рамках одного предмета, класса, мастерской учителя (методика преподавания предметов, методика компенсирующею обучения, методика работы учителя, воспитателя).
Локальный (модульный) уровень, локальная технология представляет совой технологию отдельных частей учебно- воспитательного процесса, решение частных дидактических и воспитательных задач (технология отдельных видов деятельности, формирования понятий, воспитания отдельных личностных качеств технология урока, усвоения новых знаний, технология повторения и контроля материала, технология самостоятельной работы и др.).
По философской основе: материалистические и идеалистические, диалектические и метафизические, научные (сциентистские) и религиозные, гуманистические и антигуманные, антропософские и теософские, прагматические и экзистенциалистские, свободного воспитания и принуждения и другие разновидности.
По ведущему фактору психического развития: биогенные, социогенные, психогенные и идеалистские технологии.
По научной концепции усвоения опыта выделяются: ассоциативно-рефлекторные, бихевиористские, гештальттехнологии, интериоризаторские, развивающие. Можно упомянуть еще малораспространенные технологии нейролингвистического программирования и суггестивные.
По ориентации на личностные структуры: информационные (формирование школьных знаний, умений, навыков по предметам – ЗУН); операционые (формирование способов умственных действий – СУД); эмоционально-художественные и эмоционально- нравственные (формирование сферы эстетических и нравственных отношений – СЭН), технологии саморазвития (формирование самоуправлящих механизмов личности – СУМ); эвристические (развитие творческих способностей) и прикладные (формирование действенно-практической сферы – СДП).
По характеру содержания и структуры в современной научной литературе выделены технологии: обучающие и воспитывающие, светские и религиозные, общеобразовательные и профессионально-ориентированные, гуманитарные и технократические, различные отраслевые, частнопредметные, а также монотехнологии, комплексные (политехнологии), проникающие технологии.
По типу организации и управления познавательной деятельностью предложена следующая классификация педагогических систем (технологий). Взаимодействие учителя с учеником (управление) может быть:
Сочетание этих признаков определяет следующие виды технологий:
В практике обычно выступают различные комбинации этих «монодидактических» систем, самыми распространенными из которых являются:
Обычно учебный процесс строится так, что конструируется некоторая полидидактическая технология, которая объединяет, интегрирует ряд элементов различных монотехнологий на основе какой-либо приоритетной оригинальной авторской идеи. Существенно, что комбинированная дидактическая технология может обладать качествами, превосходящими качества каждой из входящих в нее технологий.
Обычно комбинированную технологию называют по той идее (монотехнологии), которая характеризует основную модернизацию, делает наибольший вклад в достижение целей обучения.
Эвристика (греч. – обнаруживаю, отыскиваю, открываю) – наука, изучающая закономерности построения новых действий в новой ситуации.
Педагогическая эвристика – направление эвристики, которое изучает принципиальные закономерности построения новых для обучаемого действий в специально созданных новых учебных ситуациях для целенаправленного развития на их основе продуктивно- познавательных качеств мышления.
Для эвристической деятельности большое значение имеют уровни обучения:
Эвристическая деятельность осуществляется на основе эвристических операций и стратегий, основанных на правдоподобных рассуждениях.
Эвристическая операция – мысленное действие, основанное на операциях мышления (индукция, аналогия и т.д.), направленное на достижение определенной цели: получение новой информации и преобразование существующей. Может содержать более простые действия, в совокупности позволяющие реализовать определенную операцию мышления.
Вся эвристическая деятельность по нахождению решения в общем случае направляется эвристической стратегией, состоящей из эвристических операций и регулируемой эвристическими правилами. Одновременно в эвристической стратегии присутствуют элементы формальной логики в виде доказательных рассуждений.
Основные факторы, способствующие успешной эвристической учебно-познавательной деятельности, представляют систему, которая направлена на оптимизацию этой деятельности и формируется у обучаемого в длительном процессе. Ознакомление, усвоение и развитие навыков учебной эвристической деятельности предполагает сформировать такую систему, которая позволяет целенаправленно развивать способность:
В обучении эвристической деятельности можно выделить три наиболее важных принципа:
Под эвристическими методами понимаются различные процедуры, направленные на сокращение перебора вариантов. Эвристические методы способны находить решения даже в очень сложных, непредвиденных ситуациях, однако по эффективности они уступают точным алгоритмическим подходам.
Эвристический метод изложения – такое изложение информации, когда последовательность действий по применению изученных правил в конкретных обстоятельствах не показывается и обучающийся самостоятельно, часто путем многочисленных проб и ошибок, должен пройти их.
Этот метод обучения приближает обучающихся к самостоятельному разрешению проблем, т.к. предполагает поэлементное усвоение ими опыта творческой деятельности. Большое внимание следует уделять деятельности, направленной на выработку умений видеть проблему, высказывать свои предположения о путях ее решения, самостоятельно строить доказательства, делать выводы из представленных фактов, строить план их проверки и т.п. Преподаватель в ходе эвристической беседы вовлекает обучающихся в совместную деятельность, предоставляет возможность самостоятельных действий (поиска). Необходимо подготовить заранее систему вопросов, которые помогут обучающимся решить конкретную задачу, развить их способности самостоятельно анализировать ситуацию. Эта система вопросов отрабатывается и интерпретируется в соответствии с содержанием учебного материала и поставленными целями.
Метод эвристических вопросов базируется на следующих закономерностях и соответствующих им принципах:
Проблемности и оптимальности. Путем искусно поставленных вопросов проблемность задачи снижается до оптимального уровня.
Дробления информации (эвристические вопросы позволяют осуществить разбивку задачи на подзадачи).
Целеполагания (каждый новый эвристический вопрос формирует новую стратегию – цель деятельности).
Достоинство метода эвристических вопросов заключается в его простоте и эффективности для решения любых задач. Эвристические вопросы особенно развивают интуицию мышления, такую логическую схему решения творческих задач. Недостатки и ограничения этого метода заключаются в том, что он не дает особо оригинальных идей и решений, как другие эвристические методы, не гарантирует абсолютного успеха в решении творческих задач.
Основной целью организации самостоятельной работы обучающихся выступает самостоятельная деятельность.
Под самостоятельной деятельностью понимается вид познавательной деятельности, в котором предполагается определенный уровень самостоятельности во всех структурных компонентах с диалектическим переходом от выполнения простых видов работ к более сложным, носящим поисковый характер, с постепенной передачей всех функций самому обучающемуся.
Самостоятельная работа требует от обучающихся принятия цели как личностно значимой, анализа условий познавательной задачи, моделирования способов ее решения, исполнения, контроля и обсуждения полученных результатов.
Особенности организации самостоятельной работы определяются следующими положениями:
Технология организации самостоятельной работы можно рассмотреть в широком и узком смыслах. В широком смысле технология включает описание этапов деятельности и педагога, и обучающихся. В узком смысле – это технология деятельности ученика, который самостоятельно или с помощью учителя выдвигает цель, задачи деятельности, определяет способы и виды действий, осуществляет самоконтроль и коррекцию собственной деятельности на основе рефлексии.
Технология организации самостоятельной работы включает несколько этапов:
Образовательный запрос – это запрос педагогу от обучающегося по поводу того, что он сам не может решить учебную задачу или проблему. Образовательный запрос может быть информационный, ресурсный, технологический, учебный, психологический, временной. Согласно запросу обучающегося выстраивается консультационная работа.
Обучающийся осуществляет самоконтроль и при необходимости коррекцию деятельности, самостоятельно оценивает выполненную работу.
Для того, чтобы самостоятельная работа была эффективной, необходимо соблюдать требования, предъявляемые к ее организации: правильное сочетание объемов урочной и внеурочной самостоятельной работы; методически грамотная организация работы обучающегося; наличие необходимого дидактического материала и ресурсного обеспечения; учет учебных и личностных достижений учащихся; разработка и внедрение мер, стимулирующих качественное выполнение самостоятельной работы.
Одной из трудных проблем при организации самостоятельной работы является проблема разработки заданий. Учителю, подбирая и разрабатывая задания для самостоятельной работы, необходимо учитывать: временные нормы для выполнения задания; логику и структуру учебного материала; практическое назначение задания; характер познавательной деятельности; постепенное нарастание сложности и проблемности.
Правильно организованная самостоятельная работа обучающихся способствует мотивации обучающихся к освоению программ; повышению ответственности за учебу; самостоятельному открытию знаний; развитию навыков и умений самообразования, исследовательской и творческой деятельности; формированию системного мышления.
Проблемное обучение — это тип обучения, при котором преподаватель, систематически создавая проблемные ситуации и организуя деятельность учащихся по решению учебных проблем, обеспечивает оптимальное сочетание их самостоятельной поисковой деятельности с усвоением готовых выводов науки.
Основным элементом проблемного обучения является «проблемная ситуация», которая имеет свою функциональную характеристику. Проблемное обучение направлено на формирование познавательной самостоятельности обучаемых, развитие их логического, рационального, критического и творческого мышления и познавательных способностей. В этом и заключается его главное отличие от традиционного объяснительно-иллюстративного обучения.
Идеи проблемного обучения нашли отражение при формировании принципов организации проблемного обучения:
Виды проблемного обучения правильнее всего различать по существующим видам творчества:
Каждый вид проблемного обучения имеет сложную структуру, дающую в зависимости от многих факторов различную результативность обучения.
Эффективным может считаться такой процесс обучения, который обусловливает:
Все перечисленные виды проблемного обучения могут протекать с различной степенью познавательной активности обучаемых. Определение этой степени имеет важное значение для управления процессом формирования познавательной самостоятельности обучаемых.
Указанные выше виды проблемного обучения могут иметь разные уровни:
Уровни проблемного обучения отражают не только разный уровень усвоения учащимися новых знаний и способов умственной деятельности, но и разные уровни мышления.
Уровень обычной несамостоятельной активности — это восприятие учащимися объяснений педагога, усвоение образца умственного действия в условиях проблемной ситуации, выполнение самостоятельных работ, упражнений воспроизводящего характера.
Уровень полусамостоятельной активности характеризуется применением усвоенных знаний в новой ситуации и участием учащихся в совместном с педагогом поиске способа решения поставленной учебной проблемы.
Уровень самостоятельной активности предусматривает выполнение самостоятельных работ репродуктивно-поискового типа, когда обучаемый самостоятельно работает по тексту учебника, применяет усвоенные знания в новой ситуации, конструирует решение задачи среднего уровня сложности, путем логического анализа доказывает гипотезы с незначительной помощью педагога.
Уровень творческой активности характеризует выполнение самостоятельных работ, требующих творческого воображения, логического анализа, открытия нового способа решения, самостоятельного доказательства. На этом уровне делаются самостоятельные выводы и обобщения, изобретения; здесь же имеет место и художественное творчество.
Каждый уровень проблемного обучения может иметь различные варианты организации, в зависимости от разных факторов психолого- педагогического характера.
Проблемная ситуация — основной элемент проблемного обучения, с помощью которого пробуждается мысль, познавательная потребность учащихся, активизируется мышление.
Выделяют следующие способы создания проблемных ситуаций:
Организация проблемного обучения в практике имеет определенные сложности, которые связаны с недостаточной разработанностью методики организации проблемного обучения в разных типах учебных заведений, сложностью подготовки учебного материала в виде проблемных познавательных задач, диалоговых конструкций, а также недостаточной подготовленностью педагога к организации проблемного обучения.
При организации проблемного изучения темы (раздела), нужно учитывать специфику содержания изучаемого материала, его сложность, характер информации.
Важно выявить условия мышления обучаемых, а именно: уровень знаний по изучаемой теме и интеллектуальные возможности обучаемых, уровень их развития. Затем разрабатывается система заданий, выводящих на обнаружение противоречия на пути движения от незнания к знанию. К таким заданиям можно отнести:
При организации проблемного обучения нельзя обойтись без традиционных методов обучения. В зависимости от специфики и уровня сложности информации используют различные методы: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, поисковые, экспериментальные и др.
В основе проектной деятельности лежит метод проектов.
Метод проектов – рациональное сочетание теоретических знаний и их практического применения в решении конкретных проблем окружающей действительности.
Рассматривая проектную деятельность как инновационную технологию, можно говорить о том, что она обеспечивает:
При организации проектной деятельности должна осуществляться реализация следующих принципов:
Многообразие проектов может быть классифицировано по следующим типологическим признакам:
Формулировка цели проекта возникает из проблемы и является
«прообразом» проектного продукта. Приведем перечень возможных продуктов проектной деятельности:
Таким образом, целью проекта является создание (разработка, оформление, изготовление, конструирование и т.д.) проектного продукта.
В качестве особенностей организации проектной деятельности следует рассматривать следующие общие требования:
В проектной деятельности выделяют ряд этапов.
Этапы проектной деятельности для обучающихся:
Успех проектной деятельности зависит от целенаправленного создания учителем благоприятных условий для ее участников:
Таким образом, технология проектной деятельности направлена на самореализацию обучающегося как личности, на сохранение и приумножение врожденной «самостоятельности», а также на усиление «Я сам», «Я сделаю», «Я умею».
Игра – это вид деятельности, направленный на воссоздание и усвоение общественного опыта в условиях определенных ситуаций, в которых складывается и совершенствуется поведением человека.
Способность включаться в игру не связана с возрастом человека, но в каждом возрасте игра имеет свои особенности.
Содержание детских игр развивается от игр, в которых основным содержанием является предметная деятельность, к играм, отражающим отношения между людьми, и, наконец, к играм, в которых главным содержанием выступает подчинение правилам общественного поведения и отношения между людьми.
Педагогическая сущность игры раскрывается в свойственных ей воспитательно-развивающих функциях: социокультурной, коммуникативной, диагностической, корреляционной, развлекательной и др.
Основные принципы проведения игры:
Игровая деятельность выполняет следующие функции:
Под структурой игры исследователи понимает ее композицию, процессуальную и оперативные основы, наличие необходимых для конкретной игры структурных игровых единиц, их взаиморасположение.
В структуру игры входят: целеполагание, планирование, реализация цели, а также анализ результатов, в которых личность полностью реализует себя как субъект. Мотивация игровой деятельности обеспечивается ее добровольностью, возможностями выбора и элементами соревновательности, удовлетворения потребности в самоутверждении, самореализации.
Значение игры состоит в том, что, являясь развлечением, отдыхом, она способна активизировать познавательную активность в обучении, развивать
творчество, оказывать терапевтическое воздействие, формировать модель человеческих отношений.
Игра используется в следующих случаях:
Педагогическая игра обладает существенными признаками – четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.
Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.
Игры классифицируют:
Дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность; формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков.
Воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных, эстетических и мировоззренческих установок; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности.
Развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, воображения, фантазии, творческих способностей, эмпатии, рефлексии, умения находить оптимальные решения; развитие мотивации учебной деятельности.
Социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.
К особенностям учебных деловых игр относят следующие положения:
В современной педагогике появилось достаточно большое количество новых понятий, которые могут быть объединены одним родовым – учебная деловая игра. Игра всегда предполагает интерактивность (поэтому любая интерактивная технология будет игровой), распределение ролей, моделирование ситуаций (учебных, профессиональных, имитирующих работу каких-либо учреждений, организаций, основанных на сценариях телепрограмм и др.).
Среди наиболее современных технологий выделяется метод кейс-стади, приобретающий все большую популярность в различных образовательных учреждениях. Метод кейс-стади интегрирует возможности проблемного обучения, деловой игры, групповой работы.
Кейс-стади — это метод активного проблемно-ситуационного анализа, основанный на обучении путём решения конкретных задач-ситуаций (решение кейсов). Суть метода в том, что учащимся предлагают осмыслить реальную жизненную ситуацию, описание которой одновременно отражает какую-либо практическую проблему и актуализирует определённый комплекс знаний, который необходимо усвоить при разрешении этой проблемы.
Метод кейс-стади способствует развитию умению анализировать ситуации, оценивать альтернативы, выбирать оптимальный вариант и составлять план его осуществления. Для повышения интенсивности работы группа разбивается на подгруппы, используется прием модерации, повышающий эффективность кейсового метода.
Классификация кейсов:
По типу получаемого результата кейсы делятся на проблемные и проектные. В проблемных ситуациях результатом является определение и формулирование основной проблемы, иногда формирование проблемного поля и всегда – оценка сложности решения. Для проектных кейсов в качестве результата выступает программа действий по преодолению проблем, сложившихся в ситуации.
По источнику информации выделяют описание реальных ситуаций, почерпнутых из практики, литературы или опыта преподавателя, в то же время используются описания ситуаций, которые являются условными, разработанными преподавателем в дидактических целях.
По субъекту представления информации о ситуации – в одних случаях им может быть преподаватель, в других – ученик или целая учебная группа, представляющая интересующий ее случай для анализа и принятия решения в рамках учебного процесса.
В методе кейсов ставится цель максимально активизировать каждого учащегося, вовлечь его в процесс анализа ситуации и принятия решений. Поэтому группа делится на такое число подгрупп, чтобы последние состояли из 3-5 человек: чем меньше участников в подгруппе, тем следует ожидать большей вовлеченности каждого из них в работу над кейсом.
Непосредственную работу с кейсом можно организовать двумя способами:
Требования к описанию ситуации:
Этапы занятия:
Схема анализа ситуаций:
Обобщение. Краткая констатация того, что имеет место в ситуации. Что происходит? С чьим участием и почему? Каков результат развития событий?
Формулирование проблемы. Краткое в одно предложение заявление (9—10 слов), отражающее суть проблемы.
Участники событий. Все участники событий, их роль, статус, характеристика (очень кратко).
Хронология событий. Указание фактов и событий без оценки и в обратном хронологическом порядке.
Концептуальные вопросы. Концептуальные вопросы, затрагиваемые в ситуации.
Альтернативные решения. Перечисление возможных направлений действий. Аргументация и оценка каждой альтернативы. Указание положительных и отрицательных последствий реализации.
Рекомендации. Ясно и точно описать выбранный вами курс действий. Объяснить причины и рациональность в выборе курса.
План действий. Кратко и ясно описать первые шаги по реализации курса действий, приводящего к разрешению проблемы.
Итоги игры выступают в двойном плане – как игровой и как учебно- познавательный результат.
Технология «Портфолио» – это способ фиксирования, накопления и оценивания индивидуальных образовательных результатов обучающихся в определенный период их обучения. Портфолио позволяет учитывать результаты в разнообразных видах деятельности: учебной, творческой, социальной, коммуникативной. Портфолио нечто большее, чем просто папка ученических работ, это – заранее спланированная и специально организованная индивидуальная подборка материалов и документов, которая демонстрирует усилия, динамику и достижения ученика в различных областях, поэтому, конечную цель портфолио многие авторы видят в доказательстве прогресса образования по результатам различных видов деятельности обучающихся: учебной, внеурочной и т.п.
Портфолио – отчѐт по процессу обучения: что обучающийся узнал и как проходил процесс обучения; как он думает, подвергает сомнению, анализирует, синтезирует, производит, создаѐт; как он взаимодействует на интеллектуальном, эмоциональном и социальном уровнях с другими.
Педагогическая идея технологии портфолио предполагает:
Технология «Портфолио» помогает решить следующие педагогические задачи:
В зависимости от конкретных целей обучения выбирается тип портфолио: портфолио документов; портфолио достижений; рефлексивный портфолио. Кроме того, возможны комбинированные варианты, соответствующие поставленной цели.
Портфолио должен включать три обязательных элемента:
Таким образом, портфолио является современной эффективной технологией, формой оценивания. Портфолио дополняет традиционные контрольно-оценочные средства, направленные на проверку репродуктивного уровня усвоения информации, фактологических и алгоритмических знаний и умений, включая экзамены, и может в перспективе стать реальной альтернативой традиционным формам оценивания.
Кроме того, портфолио не только является современной эффективной формой оценивания, но и выступает средством, которое обеспечивает возможности:
Портфолио обучающихся может включать целый ряд разделов по выбору педагога.
Первый раздел может представлять собой знакомство с личностью создателя портфолио, позволяющее составить представление о его индивидуальных особенностях, чертах характера, интересах и склонностях. В совместном творчестве ребенка, педагога и родителей создаются рубрики:
«Мое имя», «Мой портрет», «Моя семья», «Мои друзья».
Второй раздел «Мои школа, улица, город» может включать рубрики:
«Моя школа», «Мои учителя», «Мои любимые школьные предметы», «Моя улица», «Мой город» и др.
Третий раздел «Общественная жизнь» включает в себя информацию о поручениях, обязанностях ученика в классе, благодарностях и поощрениях в общественной работе.
Многие ученики достигают значительных успехов, занимаясь внеурочной деятельностью в кружках как в школе, так и в учреждениях дополнительного образования, что также может быть отражено в портфолио достижений.
Отдельно можно выделить раздел «Работы, которыми я горжусь» в виде текстов, рисунков, фотографий. Включаются исследовательские и проектные работы, сообщения (указываются темы, изученные материалы, дается описание работы, возможно приложение в виде фотографий, текста работы в печатном или электронном варианте).
В отдельном разделе можно выделить папку путешествий. В ней размещаются листы с творческими заданиями в завершение экскурсии, выполняя которое, дети не только вспоминают содержание экскурсии, но и получают возможность выразить свои впечатления.
В разделе «Мои достижения» достойное место могут занять результаты олимпиад, конкурсов; помещаются грамоты, благодарности, дипломы.
Недопустимо формирование портфолио взрослыми без учета мнения самого ребенка. Именно за учеником должно оставаться право выбора того, какие материалы необходимо включить в папку достижений. Для отбора материалов могут быть даны рекомендации.
Например, выбрать для своего портфолио:
Важно, что ученик не просто выбирает какую-то работу, но и обосновывает свой выбор. Роль учителя в том, чтобы стимулировать детей к сбору материалов по той или иной теме, обсуждать с ними различные способы демонстрации достижений, рекомендовать рубрики, давать советы по оформлению.
Особенности портфолио делают его перспективной формой представления индивидуальной направленности учебных достижений конкретного ученика, отвечающей задачам предпрофильной подготовки и в дальнейшем профильного обучения.
В данной теме перечислены некоторые технологии обучения, которые уже давно известны в системе очного обучения, но в последнее время в несколько измененном виде все чаще стали использоваться при дистанционном обучении.
Индивидуальное обучение – Менторство
Сетевой ментор – профессионал в конкретной предметной области, который помогает учащемуся самостоятельно освоить тот или иной вопрос, как в рамках учебной программы, так и вне ее (особенно, если речь идет об индивидуальной работе с талантливыми детьми). Эта форма работы с учащимися идеально подходит для Интернета, поскольку при общении по электронной почте или в чатах учащиеся чувствуют себя более раскрепощенно чем при личном очном общении со взрослым ментором. Отсроченная коммуникация позволяет более четко формулировать вопросы и ответы на них. Менторство заканчивается тогда, когда учащийся справляется с заданием или разбирается с темой.
Парное обучение – Репетиция
Два участника группы совместно готовятся к итоговой презентации (представлению проекта, выступлению с докладом на конференции и т.п.). Каждый из них подготовил свою собственную презентацию. Однако, перед ними ставится новая задача – «проиграть» друг перед другом эти презентации, а затем обсудить их качество, задать друг другу как можно большее количество вопросов, пытаясь предугадать, какие ситуации могут возникнуть во время будущей официально запланированной презентации перед всей группой. После предварительного просмотра и обсуждения учащиеся корректируют свои материалы, помогают друг другу в их доработке (переработке).
При подобной форме работы учащиеся глубже вникают в суть изучаемого вопроса, заранее «проговаривают» весь материал презентации, что позволяет решить следующие задачи:
Друзья по переписке
Ставшая уже «классической» форма общения учащихся по Интернету. Переписка по электронной почте, общение в чатах очень эффективны при изучении иностранных языков, для тренировки языковых умений и навыков и общением с носителями языка. Однако, многолетний опыт преподавателей, работающих с учащимися в Интернет показал, что просто переписка – без определенной темы и не контролируемая преподавателем не будет эффективной и, едва начавшись, может тут же прерваться. «Друзьям по переписке» должны быть поставлены конкретные задачи, их деятельность должна вписываться в определенный учебный курс и осуществляться по плану. Эта формы работы очень часто используется при обучении учащихся по проектной методике, в проектах по гуманитарным дисциплинам.
Совместная творческая работа
Этот прием также хорошо известен всем тем, кто работал с учащимися в рамках телекоммунникационных проектов. Учащиеся получают одно творческое задание на двоих и начинают работу над ним в качестве соавторов. При этом возможны различные схемы совместной деятельности, которые учащиеся могут выбрать сами или им это может подсказать преподаватель.
Рецензирование
Данная форма совместной работы учащихся предусматривает обмен рецензиями на работы друг друга. Преподаватель ставит перед двумя учащимися задачу: написать в качестве зачетной работы реферат, а затем, обменяться этими рефератами и написать на них рецензию. Когда работа будет выполнена, учащиеся пересылают по электронной почте свои работы и рецензии на них преподавателю, тот проверяет их и дает свои комментарии.
Коллективное обучение – Диспут
Диспут – это публичный спор, одна из активных форм работы с учащимися. Обычно посвящается обсуждению злободневных проблем. Диспуты могут проводиться и с помощью асинхронной коммуникации (с помощью списков рассылки, форумов), так и в виде телеконференций в режиме реального времени.
Проведение диспута должно тщательно планироваться, а участники диспута еще до его проведения должны познакомиться с темой, изучить достаточное количество первоисточников, чтобы аргументированно отстаивать свою точку зрения.
Далее диспут проводится либо в форме видеоконференции, что очень близко по способу организации к традиционному диспуту, либо в форме асинхронной конференции. В этом случае кто-либо из участников или преподаватель пишет вступление. Каждый учащийся (пара, группа учащихся) публикует свое выступление на конференции; затем идет аргументированное обсуждение, в котором ключевую роль, опять же, играет координатор. Продолжительность асинхронного диспута, как правило, не превышает двух недель. Диспут можно объединить с ролевыми играми, индивидуальными или командными.
Доклад (презентация)
Публичное сообщение, представляющее собой развернутое изложение определенной темы, вопроса программы. Доклад может быть представлен различными участниками процесса обучения:
При этом, если при очном обучении докладчик и учебная группа находятся в одном месте, при дистанционном обучении все присутствующие находятся друг от друга на расстоянии, а сам доклад проводится в виде телеконференции в режиме реального времени.
Также доклад в условиях Интернет вполне может быть представлен и в отсроченном режиме. Для этого докладчик готовит все необходимые материалы (текст доклада, слайды Power Point, иллюстрации и т.д., вплоть до видеозаписи данного доклада) и размещает все это на одном из сайтов Интернет. Учащиеся получают от преподавателя информацию о том, когда и на каком сайте можно познакомиться с этим докладом. Преимуществом является то, что учащиеся будут знакомиться с материалами подобных «докладов» гораздо внимательнее, чем при прослушивании традиционных докладов, когда основным каналом восприятия информации является аудиальный, что затрудняет усвоение новой информации.
Проблемная лекция
Лекции в Интернет очень популярны (многие учреждения дистанционного обучения строят весь учебный процесс именно в форме лекций и семинаров). Как правило, при этом речь идет о таких перспективных технологиях, как стримминг-видео.
В условиях активного внедрения новых педагогических технологий в учебный процесс лекции постепенно видоизменяются. Одной из интересных форм лекции является проблемная лекция.
Проблемная лекция нацелена на представление учащимся какой-либо одной проблемы (наиболее важной в рамках учебного курса, концептуально значимой, актуальной и т.д.). Подобная лекция строится по определенным правилам: весь материал должен быть разделен на части, каждая из которых включает проблемную ситуацию. Далее разрешение проблемных ситуаций идет по алгоритму:
В ходе проблемной лекции можно слушать, сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы и, кроме того:
Встречи с экспертами
В рамках дистанционного курса при использовании проблемного метода обучения, метода проектов и кооперативного обучения координаторы часто приглашают на встречу с учащимися профессионалов, которые играют роль экспертов в данной предметной области, отвечая на вопросы учащихся, проводя «открытые уроки мастерства» или оценивая творческие проекты учащихся. Это может быть сделано как в форме мультимедийной конференции, так и в условиях сетевого форума или просто по электронной почте.
Координатор заранее информирует учащимся о предстоящей встрече, сообщая имя эксперта, область его профессиональных интересов и компетенций, а также время встречи и форму ее проведения. Как правило, для экономии времени во время онлайновой встречи, студенты заранее готовят свои вопросы и передают их через координатора эксперту. Эксперт получает вопросы, анализирует их и учитывает при подготовке к встрече с учащимися, что помогает ему лучше сориентироваться в предпочтениях, знаниях/незнаниях обучающихся.
Кроме перечисленных педагогических технологий обучения, существует большое количество авторских технологий. Любая авторская технология опирается на общеизвестные приемы, методы, структурирует и организует их вокруг какой-то наиболее значительной авторской идеи.